Дос Пассос (Dos Passos), Джон [Родериго]

Дос Пассос (Dos Passos), Джон [Родериго]
(14.1.1896, Чикаго, Иллинойс - 28.IX. 1970, Уэстморленд, Виргиния)
 прозаик, драматург, представитель экспериментального направления в литературе XX в. Родился в семье иммигрантов из Португалии. Окончив Гарвардский университет (1916), уехал в Испанию изучать архитектуру. Принимал участие в первой мировой войне во Франции. Был санитаром. Работал военным корреспондентом в Испании, Мексике и на Ближнем Востоке.
   Путь Дос Пассоса в литературе во многом напоминает эволюцию других представителей «потерянного поколения».
   Война, очевидцем и участником которой он стал, заставила его критически взглянуть на современное общество. Свое неприятие он выразил в первой же книге, которую опубликовал в 1920 г.: «Посвящение одного молодого человека-1917» (One Man's Initiation-1917, переизд. в 1945 г. под назв. «Первая встреча», First Encounter).
   Эта повесть послужила своеобразным эскизом к роману «Три солдата» (Three Soldiers, 1921, рус. пер. 1924), рассказывающему о судьбе трех американцев, участников первой мировой войны.
   Трое молодых американцев представляют различные слои американского общества и различные районы США. Дос Пассос изображает своих героев с помощью приема фрагментации, показывает «разрозненные» эпизоды их жизни, складывающиеся в общую картину трагедии, что несет людям война.
   В романе «Манхэттен» (Manhattan Transfer, 1925, рус. пер. 1927) нарастают антибуржуазные моменты. Здесь же получает дальнейшее развитие стремление Дос Пассоса к эксперименту. Роман представляет калейдоскоп эпизодов, событий, имен, в которых читатель с трудом может проследить судьбы нескольких человек, причем эти судьбы не всегда перекрещиваются. Еще дальше, чем в «Трех солдатах», он идет по пути разрушения сюжета. «Манхэттен» словно состоит из нескольких самостоятельных произведений, эпизоды и отрывки из которых как бы случайно перемешаны - их объединяют только место и время действия: Нью-Йорк в 1890–1925 гг. Дос Пассос считал, что подобное построение романа позволяет ему всесторонне и объективнее показать действительность, передать не только «поток сознания» героев, но и своеобразный поток динамичной жизни Нью-Йорка - крупнейшего города Америки, символа буржуазного мира.
   Каждый из конструктивных элементов призван сыграть определенную роль в развитии эпопеи и выполняет важные идейно-художественные функции. Портреты-биографии исторических личностей должны были, по мысли Дос Пассоса, дать представление об историческом фоне первой трети XX в. Америки. Новости Дня призваны воссоздать конкретный исторический колорит эпохи; наконец, Камера-Обскура, по мысли Дос Пассоса, выражает авторское отношение к жизни, вносит в эпопею некоторое лирическое начало.
   В конце 20-х гг. началось сближение Дос Пассоса с прогрессивными силами. Он активно выступал в защиту Сакко и Ванцетти (1927) и даже был арестован за участие в демонстрации. Именно тогда он заявил о своем интересе к деятельности передовых организаций рабочего класса.
   Результатом стремления Дос Пассоса откликнуться на самые острые проблемы современности, дать обобщающую картину развития Америки в XX в. явилась его трилогия «США» (19301936). Важным стимулом для работы над трилогией была поездка Дос Пассоса в СССР в 1928 г., его знакомство с советской литературой, театром, кино. В трилогию вошли романы «42-я параллель» (The 42nd Parallel, 1930, рус. пер. 193-1), «1919» (1932, рус. пер. 1933) и «Большие деньги» (The Big Money, 1936). В 1937 г. Конгресс американских писателей признал «Большие деньги» лучшим романом года.
   Действие трилогии открывается картинами жизни Америки в начале века и завершается кризисом 1929 г. - эпическое полотно, рисующее жизнь Америки за 30 лет. Конструкция каждого из романов складывается из четырех основных компонентов: портреты литературных героев, портреты-биографии исторических личностей, Новости Дня и своеобразные внутренние монологи автора - Камеры-Обскуры. Роман представляет собой чередование всех этих элементов в определенной последовательности - обычно портреты литературных героев прослаиваются Новостями Дня, Камерами-Обскурами и портретами исторических личностей.
   Дос Пассос строит свою трилогию не по этапам духовного развития своего героя, а по этапам развития американского общества в первые три десятилетия XX столетия: начало века и подъем рабочего движения в США - «42-я параллель»; первая мировая война и перелом в судьбах мира, связанный с Октябрьской революцией, - «1919»; перерастание социальных противоречий в послевоенный, внутренний и мировой, кризис 1929 г. - «Большие деньги». Не случайно после завершения романа «1919» Дос Пассос заявил, что романист должен стремиться быть «архитектором истории». В трилогии «США» он следует образцам конструктивистской архитектуры, переходя от литературного импрессионизма «Манхэттена» к своеобразному литературному конструктивизму. Специфичность образной структуры, однако, должна подчеркнуть не столько индивидуальность героя, сколько его социальную типичность.
   В отличие от экспрессионистов Дос Пассос при высокой степени обобщенности характеров сумел сохранить их жизненность. Этому способствовало успешное и достаточно органичное использование крупного плана в показе героев, заимствованного из практики кино, и прежде всего у С. Эйзенштейна и В. Пудовкина, с которыми он познакомился в Советском Союзе. Помимо крупного плана Дос Пассос использовал и другие изобразительные принципы кино: документализм и точность в деталях, широта социально-исторического фона, а главное - искусство монтажа, который становится главным инструментом движения и раскрытия сюжета. Все это сделало трилогию «США» эпическим произведением, уникальным по широте охвата исторического материала.
   Творческая судьба Дос Пассоса передает сложность и драматизм развития художника-гуманиста, создавшего лучшие свои произведения под непосредственным влиянием собственного и очень активного участия в массовом антиимпериалистическом движении, в международном движении революционных писателей, где он занимает в конце 20-х - начале 30-х гг. ведущие позиции: в 1928 г., во время пребывания в СССР, он был избран членом Международного бюро революционной литературы (МБРЛ).
   В то же время резкий поворот вправо в конце 30-х гг., переход на консервативные позиции лишили его творчество жизненных соков. «Приключения молодого человека» (Adventures of a Young Man, 1939) - первая часть трилогии, повествующая о драматической судьбе идеалистически настроенного Глена Спотсвуда, вступающего в конфликт с коммунистической партией, членом которой он является. В «Номере первом» (Number One, 1943) в центре повествования брат Глена Тайлер, работающий на демагога-политикана, очень напоминающего Хьюи Лонга. Третья часть трилогии, «Великий план» (The Grand Design, 1949), повествует об отце Глена, разочаровавшемся либерале. В 1952 г. трилогия была опубликована под общим названием «Округ Колумбия» (District Columbia).
   Отход Дос Пассоса от прогрессивных политических позиций, как отмечал М. Гайсмар в журнале «Нейшн» 14 апреля 1956 г., «привел… очевидно, к вырождению творческой энергии и гуманных чувств. Эта его психическая рана никогда не перестает кровоточить». Духовная капитуляция Дос Пассоса, который так и не поверил в возможность победы человека над социальными болезнями и ушел от передовых идеалов, привела и к литературным поражениям - апологетический роман «Середина столетия» (Midcentury, 1961). Косвенно это признал и сам Дос Пассос, издав книгу воспоминаний о своей молодости под названием «Лучшие времена» (The Best Times, 1966).
 Я. Засурский

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Дос Пассос (Dos Passos), Джон [Родериго]" в других словарях:

  • Дос Пассос Джон — (Dos Passos) (1896 1970), американский писатель. В 20 е гг. представитель «потерянного поколения». Социальная эпопея трилогия «США» об Америке 1900 30 х гг. («42 я параллель», 1930; «1919», 1932; «Большие деньги», 1936), экспериментально… …   Энциклопедический словарь

  • Дос Пассос, Джон Родериго — Джон Дос Пассос Джон Родериго Дос Пассос (англ. John Roderigo Dos Passos; 14 января 1896, Чикаго  28 сентября 1970, Балтимор)  американский писатель португальского происхождения. Предки его отца  выходцы с острова Мад …   Википедия

  • Дос Пассос, Джон — Джон Дос Пассос John Dos Passos Имя при рождении: John Roderi …   Википедия

  • Дос Пассос — Дос Пассос, Джон Родериго Джон Дос Пассос Джон Родериго Дос Пассос (англ. John Roderigo Dos Passos; 14 января 1896, Чикаго 28 сентября 1970, Балтимор) американский писатель португальского происхожд …   Википедия

  • Джон Дос Пассос — Джон Родериго Дос Пассос (англ. John Roderigo Dos Passоs; 14 января 1896, Чикаго 28 сентября 1970, Балтимор) американский писатель. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Дос-Пассос — Джон Дос Пассос Джон Родериго Дос Пассос (англ. John Roderigo Dos Passоs; 14 января 1896, Чикаго 28 сентября 1970, Балтимор) американский писатель. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Дос Пассос, Джон Родериго — (Dos Passos, John Roderigo) (14.01.1896, Чикаго, Иллинойс 28.09.1970, Уэстморленд, Виргиния)    американский прозаик и драматург. Родился в семье выходцев из Португалии. Закончил Гарвардский университет (1916), затем изучал в Испании архитектуру …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Дос Пассос — Джон Родериго (John Roderigo Dos Passos, 1896 ) американский писатель и драматург. Д. П. происходит из португальской семьи, его дед эмигрировал с острова Мадейра и работал сапожником в Филадельфии; отец был юристом. Д. П. участвовал в войне 1914… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»